Управление государственного жилищного надзора Белгородской области

 30 Апр 2017 11:52

Госдума в очередной раз пересмотрит правила начисления ОДН

Необходимость в очередной корректировке жилищного законодательства появилась уже в первые месяцы после вступления в силу поправок, включивших начисления за ОДН в платёжку управляющей компании. По идее, размер платы за общедомовые нужды ограничили нормативом, что должно было сдержать рост начислений в разумных пределах. Но практика показала, благие намерения в очередной раз привели не туда, куда хотелось бы...

Во-первых, во многих регионах нормативы оказались завышенными. Наш регион, хотите, верьте – хотите, нет, не рекордсмен. В таковых числятся Ингушетия, а также Омская, Челябинская, Псковская и Ульяновская области. В Ингушетии, например, норматив на ОДН установлен в размере 9,6 киловатт-часов на квадратный метр площади общедомового имущества. У нас даже в самых «навороченных» домах он почти в пять раз меньше.

Федеральные СМИ также сообщают ещё об одном способе махинаций, который получил распространение в ряде регионов. 

— В предложенной для расчета формуле учитывается площадь мест общего пользования. К ней управляющие компании стали приписывать площадь чердаков и подвалов, которые никогда не освещались и не убирались. В результате у многих людей плата за ОДН сильно выросла, иногда в два раза, по сравнению с платой до первого января 2017 года, - рассказал Андрей Исаев, первый заместитель руководителя фракции единороссов в Государственной Думе.

Минстрой уже не раз давал разъяснения относительно нового порядка начисления платы за расходы на ОДН: меньше норматива начислять можно, больше - нет.  Напомним, представители ведомства не только указали, что возможно начисление платы по фактическому потреблению, но и назвали условия, при которых должен осуществляться такой расчёт:

— Безусловно, если дом энергоэффективный, на его содержание используется сниженный объем ресурсов и при этом дом оборудован приборами учета, плата должна рассчитываться на основании реального потребления, - отметил заместитель Министра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор Андрей Чибис.

Но поскольку поток жалоб на завышенные начисления не прекращается, депутаты Госдумы решили досконально прописать в законе все тонкости, чтобы исключить двоякое толкование и злоупотребления. Согласно законопроекту, который рассматривается парламентариями, общее собрание собственников многоквартирного дома получит право определять размер потребленных ресурсов не по нормативам, а по показаниям общедомового прибора учета.

Вот тут, честно говоря, наступает ощущение дежавю. Ведь мы с вами уже проходили это самое «начисление по ОДПУ»! Управляющие компании проводили через общие собрания решение о том, что собственники согласны платить за ОДН по счетчику (а собственники подписывали бумаги, не вникая в то, что именно подписывают). И в итоге… все расходы вороватых соседей, подключившихся к сетям в обход счетчика, либо потребляющих электричество без счетчика, многократно превышая мыслимые и немыслимые нормативы, ложились в наши квитанции несусветными суммами. ОДН порой превышало личное потребление! И что, снова наступаем на те же грабли?

Законопроект предлагает установить, что «включение расходов на общедомовые нужды в состав жилищной услуги устанавливается в размере норматива, за исключением случая, когда общим собранием собственников принято решение о распределении между собственниками помещений объёмов потреблённых ресурсов на основании общедомового (коллективного) прибора учёта». 

Почти дословная калька с одной из предыдущих редакций Жилищного кодекса. Вся разница в том, что ранее услуга считалась коммунальной, а теперь – жилищной. Но нам-то с вами, плательщикам, какая разница? Получается, либо платить по завышенным нормативам, либо платить за ворующих соседей, утечки и приписки… (К слову, «соседи» и утечки в нашем региональном нормативе учтены). Что в лоб, что по лбу!

Но надежда на то, что этого не случится, всё же есть. Законопроект принят только в первом чтении, во время заседания уже поступили предложения о необходимых поправках. Так, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг, заявил:

— Необходимо внести в текст документа следующую поправку: если в доме есть приборы учёта, то размер оплаты за ОДН рассчитывается по приборам учёта, но не выше норматива, принятого в регионе.

Вероятно, эта поправка будет учтена. Во всяком случае депутаты заявляют, что намерены прописать формулировки таким образом, чтобы они не допускали двояких толкований и злоупотреблений, и чтобы в итоге выиграл собственник жилья.

Также в законопроект уже внесена поправка Галины Хованской. Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает необходимым усиление контроля за обоснованностью установленных нормативов. Напомним, в соответствии с Постановлением правительства РФ №1498 от 26 декабря 2016 года, регионы должны до первого июня пересчитать нормативы, исходя из нового расчётного метода, с учетом энергоэффективности установленного в домах оборудования

 

 Личное мнение

Некоторое время назад в Старом Осколе начисления за расходы на ОДН проводились на основании приборов учета, установленных в местах общего пользования (МОП). Показания этих счетчиков позволяли учесть расходы и на освещение (в том числе, в случае нечастой необходимости – подвалов и чердаков), и на насосы, и на лифты. По мнению многих и многих собственников, такая система была наиболее справедливой: при ней ОДН было именно расходами на общедомовые нужды, а не непонятной разницей между показаниями разных счетчиков. 

Справедливости ради, нужно отметить, что и тогда «умельцы», подключавшиеся в обход счётчиков к общедомовым сетям, вносили свою лепту в рост платежей соседей. Но масштабы были несравнимы с тем, насколько выросли начисления, когда ОДН стали рассчитывать строго по общедомовым приборам учета. 

Оставался, правда, вопрос: кто должен оплачивать разницу? Напомним, если из показаний ОДПУ вычесть показания счетчиков МОП, сумму показаний всех индивидуальных приборов учета, и суммы, начисленные бесприборникам по нормативу, останутся «лишние киловатты». Это могут быть технологические потери в очень старых сетях, плюс не переданные (или переданные не вовремя показания). Но на 90% это перерасход электроэнергии нормативщиками и банальное воровство.

Схема, при которой вся эта разница ложилась на ОДН, вызывала множество нареканий и возмущений. Но, по правде говоря, схема, когда за перерасход платит управляющая компания, тоже далека от идеала. УК не производит товары, ничего не продает… Её бюджет – это наши платежи. Дополнительные доходы от рекламы и оказания платных услуг, на самом деле, не слишком велики (по крайней мере, в нашем городе). То есть управляющая компания будет расплачиваться с энергетиками теми деньгами, которые мы платим ей за содержание жилья. Чем это обернется – уменьшением прибыли или невозможностью провести ремонты – зависит от очень многих факторов, в том числе от количества и состояния домов, которые компания обслуживает.

Впрочем, жильцы нередко жалуются, что, когда за ОДН полностью платят собственники, управляющие компании не очень-то и стремятся заниматься энергосбережением и поиском «утечек».

Есть и еще один непонятный момент. Когда специалисты Белгородэнерго обходят с рейдами дома частного сектора и ИЖС в поисках фактов хищений, они утверждают, что потери – технологические и прочие – заложены в тариф. Мы, жители многоэтажек, покупаем электроэнергию у БСК – сбытовой компании (во всяком случае, рассчитываемся с ней). По тарифу, в который заложены потери. И мы же (хоть лично, хоть через управляющую компанию) должны оплачивать эти потери. Немного нелогично, не находите?
Источник: http://oskol.city/news/utilities/5416/


Дата последнего изменения: 23 Янв 2018 11:54