Управление государственного жилищного надзора Белгородской области

 07 Июн 2018 18:38

Мониторинг ОНФ выявил, что в 51 регионе страны планы капремонта домов на 2017 г. не выполнены

Эксперты ОНФ провели мониторинг выполнения региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов в 2017 г. Выяснилось, что план работ не был выполнен в 51 субъекте РФ. По мнению специалистов, причина – не только в нехватке денежных средств, но и в слабой организации всего процесса. Народный фронт просит Минстрой РФ принять меры к самым злостным нарушителям сроков реализации программ капремонта.

Представители Народного фронта поясняют, что мониторинг проводился на основании данных, представленных на портале «Реформа ЖКХ» «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2018 г.». Это официальный источник информации по данной теме. Исследование охватило 85 регионов. В результате выяснилось, что в большинстве из них (51 субъект) программы капремонта не были выполнены в полном объеме.

Эксперты ОНФ провели мониторинг по двум критериям – по количеству на 100% отремонтированных в регионе домов и по доле осуществленных ремонтных работ. Так, в Республике Северная Осетия – Алания в полном объеме из запланированных 49 не отремонтирован ни один дом. Но по другому критерию ситуация в регионе гораздо лучше – всего там было выполнено 46,79% работ от объема запланированных на 2017 г. В Магаданской области отремонтирован всего лишь один дом из 146 планируемых (0,7%), но по доле выполненных работ цифра оптимистичнее – 12,38%. Саратовская область попала в рейтинг с 9% приведенных в порядок жилых зданий, то есть 77 домов из 893 были отремонтированы. В то же время это составляет 45,93% от запланированных работ. В Псковской области было приведено в порядок 18% жилья (92 из 514), по доле же выполненных работ статистика – 38,40%. В Пермском крае, соответственно, 20% домов (245 из 1245 домов) и приблизительно столько же по количеству работ по капитальному ремонту – 21,22%. В Курской области – 27% (73 из 273 домов) и 26,40% от объема выполненных работ.

В Тюменской области смогли провести капремонт 29% (184 из 627) домов и выполнить 39,4% запланированных работ. Астраханская область справилась с 30% домов (277 из 912 домов), но это лишь 11,28% заявленных ремонтных работ. Камчатский край отремонтировал 32% (104 из 330) домов и выполнил 53,37% работ. Замыкает первую десятку отстающих Тверская область с показателем в 37% (273 из 739) домов и 49,38% выполненных работ.

«Важным также является и то, что практически в половине регионов есть серьезные проблемы с реализацией программ капитального ремонта, – пояснила эксперт ОНФ Ирина Генцлер. – Неполная реализация региональных программ может быть вызвана нехваткой средств у региональных операторов, связанной с низкими размерами взносов на капитальный ремонт и их низкой собираемостью. Это, например, в полной мере относится к Республике Северная Осетия – Алания, где при размере взноса 5 руб. за квадратный метр собираемость взносов составляет всего 21,3% (самый низкий показатель по стране). Если собираемость взносов на капремонт домов в регионе низкая, не исключается вероятность того, что работы затянутся, а сроки их выполнения будут сорваны. Для повышения ответственности граждан в ряде регионов в число критериев, по которым определяется очередность проведения ремонта в том или ином доме, включена платежная дисциплина собственников. То есть если люди «принципиально» не платят за капремонт, в программе он будет отложен на более длительный срок. А чем выше собираемость, тем больше баллов получает дом при определении очереди».

Платежная дисциплина по капремонту оценивается, например, в Пермском и Забайкальском краях, Курской, Тюменской, Астраханской, Тверской, Ульяновской, Ивановской, Нижегородской и Волгоградской областях. И в большинстве регионов-аутсайдеров из рейтинга, приведенного выше, она не идеальна. Исключением стали только Пермский край, Ульяновская и Омская области, где собираемость взносов превысила 100%. Еще в нескольких регионах, несмотря на недостаточную платежную дисциплину собственников помещений, средств собрали больше, чем запланировали. Например, в Саратовской области собран почти 1 млрд 858,63 млн руб. при планируемых 1 млрд 381,70 млн руб.; в Тверской области – 1 млрд 256,31 млн руб., хотя планировалось 702,82 млн руб. Такая же ситуация и в Ленинградской области, и в Забайкальском крае. А также в Пермском крае, где платежная дисциплина в порядке, здесь собрали 2 млрд 959,71 млн руб. при планируемых 1 млрд 518,77 млн руб.

В ряде регионов остатки денежных средств на счетах региональных операторов на конец 2017 г. в полтора-два раза превысили объем средств, поступивших в течение года за счет взносов собственников. Это такие регионы, как Тверская, Ленинградская, Иркутская, Тюменская, Нижегородская, Кировская, Сахалинская, Амурская и Псковская области, Красноярский, Краснодарский, Забайкальский и Камчатский края, а также Республики Бурятия, Саха (Якутия), Коми и Ингушетия.

Иными словами, в регионах, за исключением единичных случаев, есть средства на капремонт, но соответствующие программы не выполнены. «Наиболее вероятными причинами является очень низкое качество планирования процесса организации капитального ремонта. Чтобы работы были выполнены в срок, подрядчики должны приступать к ним весной – в начале лета, а не в ноябре-декабре. От этого надо отталкиваться, планируя сроки проведения конкурсов по выбору подрядчиков, сроки для разработки проектной документации. Это означает, что предложения собственникам в многоквартирных домах о проведении капремонта региональному оператору нужно направлять практически за год до начала того года, на который планируется ремонт. То, что в большинстве регионов до сих пор не выработан оптимальный алгоритм действий по подготовке к проведению капремонта, наводит на мысль о недостаточной профессиональной компетенции руководителей региональных операторов, а также недостаточно ответственном отношении органов государственной власти субъектов Федерации, отвечающих за реализацию региональных программ», – прокомментировала Ирина Генцлер.

Эксперты, проводившие мониторинг, отмечают, что выполнение программ в других регионах не означает, что там все в порядке. Специалисты обратили внимание на случаи, когда в регионах намеренно занижали планируемое к ремонту количество домов в краткосрочных планах реализации программ. Например, в Республике Дагестан в 2017 г. отремонтировали 38 домов, то есть все запланированные. Но это всего лишь 1,09% от общего числа домов, внесенных в долгосрочную программу (3502 дома). А в Пензенской области в 2017 г. привели в порядок 723 здания (столько, сколько и было по плану), или 12,83% от общего количества. Низкая «нагруженность» планов 2017 г. наблюдается также во Владимирской области, Республике Калмыкия, Республике Ингушетия. Такой подход к планированию объемов капремонта ставит под угрозу возможность выполнения работ во всех домах, включенных в региональные программы, за срок их реализации.

В процессе мониторинга были выявлены и другие хитрости для улучшения статистики по выполнению плана. В регионах вносят изменения в программы капремонта, снижая количество домов. К примеру, в Ставропольском крае в краткосрочном плане в редакции от 4 апреля 2016 г. было запланировано к ремонту 767 домов на 2017 г. В редакции от 3 апреля 2017 г. эта цифра уменьшилась до 466, а в документе от 26 января 2018 г. зданий осталось 436. Таким образом, показатели выполнения программы заметно «улучшились».

«Результаты проведенного исследования говорят о серьезных проблемах в функционировании региональных систем капитального ремонта. Минстрою России, кроме принятия мер в отношении лиц, ответственных в регионах за реализацию программ капремонта и допустивших срывы в их реализации, необходимо серьезно проанализировать причины и системные ошибки в регулировании региональных систем капитального ремонта и выработать необходимые меры по их преодолению», – резюмировала Ирина Генцлер.

Источник информации: Общероссийский народный фронт


Дата последнего изменения: 16 Июн 2018 18:39