Управление государственного жилищного надзора Белгородской области

 27 Июн 2019 17:34

Пресс-релиз: Привлечение средств Фонда ЖКХ – один из лучших инструментов для решения задач модернизации коммунальной инфраструктуры в малых и средних городах России

Программа  Фонда содействия реформированию ЖКХ по софинансированию проектов  модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №1451 – это один из наиболее эффективных инструментов решения задач по обновлению систем водоснабжения и водоотведения для малых и средних городов России.

К такому выводу пришли участники Инвестиционной сессии «Финансирование инфраструктурных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения» и Мозгового штурма «Актуальные механизмы привлечения инвестиций в сферу водопользования: ГЧП, концессии, СПИК 2.0, контракты жизненного цикла, «зеленые» облигации», которые прошли в рамках Всероссийского Водного Конгресса 26 июня 2019 года.

Во время этих мероприятий участниками конгресса был рассмотрен ряд финансовых инструментов и форм привлечения инвестиций в проекты модернизации систем водоснабжения и водоотведения российских городов и сельских населенных пунктов. Были проанализированы возможности банковского финансирования, государственно-частного партнерства, специальных инвестиционных контрактов, концессий, лизинга, а также иных механизмов вовлечения средств инвесторов в проектирование, реконструкцию и строительство объектов ЖКХ.

Открывая Инвестиционную сессию, один из ее модераторов — заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Ольга Сердюк обратила внимание участников конгресса на то, что проекты модернизации систем водоснабжения и водоотведения имеют свои особенности: они являются сложно реализуемыми с технологической точки зрения, требуют длительной и качественной подготовки и больших организационных и финансовых затрат. При этом такие проекты характеризуются низкими показателями доходности и длительными сроками окупаемости, что делает их непривлекательными для частных инвесторов.

— Муниципалитеты, особенно сельских районов, малых, средних городов, субъекты Российской Федерации не располагают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи.  Отсутствие требуемых инвестиций ведет к увеличению износа основных фондов и еще большему снижению качества предоставляемых населению коммунальных услуг. Реализовать такие проекты, особенно в небольших городах, можно только при условии предоставления государственной поддержки, — отметила она.

Ольга Сердюк представила собравшимся краткие итоги реализации Постановления Правительства Российской Федерации №1451 от 26 декабря 2015 года.

Так, по ее словам, в 2016-2017 годах с участием Фонда успешно подготовлено и реализовано 43 проекта в 22 субъектах Российской Федерации.

Из них по 4 проектам финансовая поддержка была направлена на подготовку проектов, по 38 проектам – на реализацию проектов, по 1 проекту – на субсидирование процентной ставки по привлеченному облигационному займу. Реализация всех проектов осуществлялась в рамках концессионных соглашений.

Общая стоимость мероприятий составила более 10 млрд. рублей, из которых средства финансовой поддержки Фонда – свыше 5 млрд. рублей. На реализацию указанных проектов удалось привлечь частные инвестиции в размере более 4 млрд. рублей, что составляет около 40% от общей стоимости проектов. Остальные средства, свыше 1 млрд. рублей, — были выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Из 43 проектов 16 подготовлено и реализовано в сферах водоснабжения и водоотведения. Их общая стоимость составила 2,6 млрд. рублей, из которых 1,5 млрд. рублей – средства Фонда, 388 млн. рублей – средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, 761 млн. рублей – средства участников проектов. Финансовая поддержка предоставлена на подготовку 4 проектов и реализацию 12 проектов.

В общей сложности построено и модернизировано 83 объекта коммунальной инфраструктуры и более 110 км сетей.

— Все объекты на сегодняшний момент введены в эксплуатацию. В результате более 3 миллионов человек удалось обеспечить надежными и качественными коммунальными услугами, при этом не допустив существенного роста тарифов, — сообщила Ольга Сердюк. — Опыт Фонда показывает, что концессия может стать эффективным механизмом привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты в сфере ЖКХ, но только при условии наличия государственной поддержи.

Этот вывод на примерах подтвердили выступившие на сессии представители ряда регионов. По мнению выступавших, это обусловлено тем, что осуществить требуемую модернизацию без финансовой поддержки  и  при этом не допустить роста тарифов для населения – задачи с точки зрения экономики несовместимые.

— Привлечение средств Фонда позволило снизить объем средств инвестора, сдержать рост тарифа для потребителей  и, одновременно, сократить сроки окупаемости проектов до разумных, сделав их привлекательными для частного инвестора, — отметил заместитель генерального директора АО «Самарская Энергетическая корпорация» Артем Сальнов.

— В текущих экономических условиях в отрасли целесообразно сочетать государственную поддержку с банковским кредитованием, – отметила Ольга Сердюк. — В этих целях необходимо проработать вопрос эффективного взаимодействия с банками.

В своем выступлении Ольга Сердюк отметила также, что с этого года Фонд ЖКХ продолжил предоставление финансовой поддержи на реализацию проектов модернизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1451. Финансовая поддержка предоставляется на реализацию проектов и субсидирование процентной ставки. Но принять участие в программе Фонда теперь сможет больше населенных пунктов, так как предельная численность населенных пунктов, на территории которых могут реализовываться проекты, увеличена до 500 тыс. человек. Кроме того, средства Фонда могут быть предоставлены МУПам при условии наличия у них инвестиционных программ.

Управляющий директор Управления инфраструктурного финансирования ПАО Сбербанк Виктор Афонин в свою очередь заявил, что банк готов предоставлять финансирование муниципальным предприятиям, если проект является экономически состоятельным.

— Государственная поддержка, в том числе за счет средств Фонда ЖКХ, безусловно, может способствовать выравниванию экономики проекта и сделать его инвестиционно привлекательным, — отметил он.

Общий лимит средств на предоставление финансовой поддержки проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, имеющийся в распоряжении Фонда, на начало года составлял более 13 млрд. рублей.  Сейчас нераспределенный остаток лимита уже уменьшился, так как данные средства высоко востребованы регионами.

— Фондом в этом году уже одобрено 6 заявок  на общую сумму 1 млрд. 286 млн. рублей, из которых средства финансовой поддержки – 772 млн. рублей. Из 6 проектов 4 – в сфере водоотведения, — сообщила Ольга Сердюк. — При этом от 25 субъектов Российской Федерации поступила информация о планах подать в Фонд еще 80 заявок на предоставление финансовой поддержки, из которых в сфере водоотведения – 64.

По мнению Кристины Прибыль, управляющего партнера компании Alta Group, реализующей проекты модернизации коммунальной инфраструктуры в ряде регионов РФ, необходимо активнее использовать возможности, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ.

— Тем более, что наш опыт взаимодействия с командой Фонда ЖКХ показал, что ее отличают открытость, исключительный профессионализм и высокая скорость реагирования на поступающие запросы, — отметила она.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ


Дата последнего изменения: 09 Июл 2019 17:34