Управление государственного жилищного надзора Белгородской области

 27 Окт 2017 21:19

пресс-релиз: В Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы»

26 октября 2017 года в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные задачи модернизации систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и перспективы».

В мероприятии приняли участие представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Общественной палаты РФ, государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций, осуществляющих кредитование отраслевых проектов, а также ведущие российские эксперты в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Открывая работу «круглого стола», первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий обозначил главную цель мероприятия: обсуждение актуальных задач и проблем модернизации ЖКХ и привлечения инвестиций в отрасль, обзор передовых и успешных практик реализации проектов ЖКХ на основе государственно-частного партнерства, рассмотрение вопросов совершенствования действующей нормативно-правовой базы, в том числе в части совершенствования экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности отрасли, институциональных механизмов реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата в отрасли, обеспечению комплексной и постоянной модернизации систем и объектов ЖКХ.

С докладом на тему «Актуальные задачи модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечения инвестиций в отрасль» выступила директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и ЖКХ РФ Елена Солнцева. Она рассказала о практике заключения концессионных соглашений в регионах и усилиях, предпринимаемых для решения проблем, стоящих перед ЖКХ, в том числе об изменениях в правилах предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

— Кроме того, хочу отметить, что, судя по социологическим опросам, жилищно-коммунальное хозяйство уже не лидирует в первой десятке проблем, наиболее волнующих россиян. Ощущения того, что ЖКХ – сплошная «черная дыра», в которой деньги просто исчезают, уже ушло. Этот вопрос снят, — сказала Елена Солнцева.

Об основных проблемах, выявленных Счетной палатой Российской Федерации по итогам проведенного в 2017 году контрольного мероприятия по вопросам использования средств федерального бюджета, направленных на содействие развитию объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, находящихся в региональной (муниципальной) собственности, а также хода реализации приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» рассказал начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за ходом реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Счетной палаты Российской Федерации Алексей Глазачев.

— По итогам проверок в Правительство РФ было направлено предложение проработать вопрос повышения эффективности выполнения государственной программы по модернизации коммунальной инфраструктуры. Также Счетная палата РФ обратила внимание на необходимость при разработке организационно-финансовых и инвестиционных схем по модернизации коммунальной инфраструктуры учитывать финансовые возможности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, — отметил Алексей Глазачев.

О государственной поддержке для увеличения объема инвестиций в ЖКХ (по итогам деятельности Рабочей группы экспертов по разработке Концепции улучшения инвестиционного климата в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018-2025 годы) рассказал заместитель руководителя дирекции по работе с муниципальными проектами – начальник отдела финансирования муниципальных проектов АКБ «Российский капитал» Павел Братухин.

— В сфере модернизации коммунальной инфраструктуры из-за высоких рисков для инвесторов, к сожалению, сохраняется низкая инвестиционная активность, — отметил Павел Братухин. — Рабочая группа экспертов разработала Концепцию улучшения инвестиционного климата в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018-2025 годы и пришла к выводу о необходимости оказания государственной поддержки проектам модернизации объектов и систем жилищно-коммунального хозяйства и создания специализированного государственного финансового института развития, действующего на постоянной основе.

Об опыте Фонда ЖКХ по предоставлению государственной поддержки на реализацию проектов в сферах тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами и предложениях по дальнейшим шагам модернизации жилищно-коммунальной сферы рассказала заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк. Она отметила, что в муниципалитетах, получивших финансовую поддержку Фонда ЖКХ с 2008 года по программам переселения из аварийного жилья, капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации коммунальной инфраструктуры, проживает около 70% граждан России (более 100 млн. человек), накоплен большой опыт работы с регионами и муниципальными образованиями и решения сложных задач.

С 2016 года Фондом ЖКХ рассмотрено 106 заявок 35 субъектов Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки на цели модернизации коммунальной инфраструктуры на общую сумму  12,5 млрд. рублей, одобрена 51 заявка на модернизацию с общим объемом финансовой поддержки со стороны Фонда 5,6 млрд. рублей. В рамках реализации проектов по этим заявкам планируется привлечь 4,5 млрд. рублей частных инвестиций (как собственных средств участников проектов модернизации, так и заемных средств).

— Опыт реализации проектов подтверждает, что в значительном количестве случаев невозможно привлечь частные инвестиции без государственной поддержки, особенно в малых городах, где высоки риски невозврата инвестиций из-за длительных сроков окупаемости проектов. Ключевой задачей является внедрение механизмов государственной поддержки, позволяющих увеличить приток инвестиций в отрасль, в первую очередь частных инвестиций, для этого надо вместе работать над качеством проектов, в том числе с точки зрения их финансовой состоятельности,- сказала Ольга Сердюк. — Сегодня представляется особенно важным и актуальным создание принципиально новой модели государственной поддержки развития ЖКХ, основанной на реальном разделении рисков между инвесторами и государством, использовании широкого набора эффективных инструментов, и учитывающей как российский, так и международный положительный опыт софинансирования проектов и программ в ЖКХ. Полагаем, что институт развития должен быть сосредоточен на решении таких приоритетных задач, как энергосбережение и повышение энергоэффективности жилищного фонда; формирование комфортной городской среды; контроль за функционированием региональных систем капитального ремонта; содействие переселению граждан из аварийного жилищного фонда; модернизация коммунальной инфраструктуры; внедрение современных информационных технологий в ЖКХ. В его задачи должны входить организационно-техническая и финансовая поддержка проектов. Создание и реализация такой комплексной модели государственной поддержки позволит увеличить количество инвестиционно-привлекательных проектов и повысить эффективность использования бюджетных средств, а также выработать меры, направленные на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными услугами при соблюдении их доступности для граждан.

Другие участники «круглого стола» также отметили, что в сегодняшних условиях нельзя полагаться только на концессионные соглашения при модернизации коммунальной инфраструктуры. Представители регионов, в частности, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской и других областей, а также ведущие эксперты отрасли привели ряд примеров, когда проекты по привлечению инвесторов в эту сферу оказывались на грани провала: инвесторов трудно привлечь в малые города, где высокая стоимость капитальных вложений влечет за собой длительную окупаемость и риски невозврата средств инвестором, а значит, и нет гарантий вернуть вложенные в котельную или водопровод средства. Было отмечено, что финансовая поддержка, которую предоставил Фонд, позволила привлечь инвестиции и реализовать проекты, которые в силу длительной окупаемости не представляли интереса для инвесторов.

Подводя итоги дискуссии, Аркадий Чернецкий отметил, что практика показала – концессионные соглашения не являются универсальным инструментом в сфере ЖКХ.

— Надо расширять диапазон организационных форм привлечения финансов в жилищно-коммунальную отрасль, — сказал Аркадий Чернецкий. Он выразил согласие с мнением экспертов о том, что для дальнейшего развития отрасли необходима системная работа как по унификации подходов к формированию инвестиционных проектов и механизмов их финансирования, разделению ответственности между государством и частными инвесторами, так и  по поддержке муниципальных образований, которые в силу объективных экономических причин не имеют достаточно возможностей для самостоятельного решения накопившихся проблем, что особенно характерно для малых городов, в которых проживает значительная часть населения Российской Федерации.

Участники «круглого стола» пришли к выводу о необходимости создания постоянно действующего государственного специализированного финансового института в сфере ЖКХ, деятельность которого будет направлена на привлечение инвестиций в отрасль.  Кроме того, была подчеркнута необходимость формирования новой модели финансирования проектов по модернизации объектов и систем коммунальной инфраструктуры, основанной на принципах повышения эффективности функционирования и ресурсосбережения таких объектов.

Отдельно была отмечена важность определения инструментов и условий привлечения инвестиций и кредитных ресурсов в модернизацию и развитие систем и объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию жилищного фонда, строительство арендного и «маневренного» жилья, формирование постоянно действующей модели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, основанной на принципах обеспечения безопасного проживания, социальной справедливости, содействия реализации законных прав граждан и предполагающий создание специализированного муниципального жилищного фонда социального использования для переселения граждан, в том числе, на условиях договора некоммерческого найма жилых помещений. Кроме этого, предложено разработать действенные механизмы государственной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности сферы ЖКХ и жилищного строительства.

По итогам прошедшего обсуждения в рамках «круглого стола» будут подготовлены соответствующие рекомендации Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, которые будут направлены в Правительство Российской Федерации.


Дата последнего изменения: 23 Янв 2018 21:20